Задание по русскому языку к 9 февраля

Задание по русскому языку к 9 февраля

Устное задание. Прочти и выполни задание устно.

Ставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.

Неред­ко к слову можно по­ста­вить два во­про­са: по смыс­лу и по форме.

Чтобы по­нять, какое зна­че­ние за­ви­си­мый член вно­сит в сло­во­со­че­та­ние, что имен­но он уточ­ня­ет, осо­бен­но важен смыс­ло­вой во­прос.

Па­деж­ный во­прос (во­прос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в ко­то­ром упо­треб­ле­но за­ви­си­мое имя су­ще­стви­тель­ное.

По­ста­вим смыс­ло­вые и па­деж­ные во­про­сы в сло­во­со­че­та­ни­ях.

Лиса рыжая (какая? – смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния: пред­мет и его признак);

све­ти­ло над городом (где? - смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния: дей­ствие и место его со­вер­ше­ния, над чем? – во­прос по форме, над городом, Т.п.);

съели утром (когда? - смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния:  дей­ствие и время его со­вер­ше­ния);

показались из-под ли­стьев (от­ку­да? - смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния: дей­ствие и место его со­вер­ше­ния, из-под чего? – во­прос по форме, из-под ли­стьев, Р.п.).

Выписываем словосочетания из предложения

Какое сло­во­со­че­та­ние вы­пи­са­но из пред­ло­же­ния невер­но?

Из ело­вой чащи про­тя­нул­ся лисий след.

след (чей?) лисий

след (от­ку­да? из чего?) из чащи

из чащи (какой?) ело­вой

Из ело­вой чащи про­тя­нул­ся лисий след. 

Ос­но­ва пред­ло­же­ния про­тя­нул­ся след.

Ста­вим во­прос от под­ле­жа­ще­го: след (чей?) лисий.

Ста­вим во­прос от ска­зу­е­мо­го: про­тя­нул­ся (от­ку­да? из чего?) из чащи.

Ста­вим во­прос от вто­ро­сте­пен­но­го члена пред­ло­же­ния: из чащи (какой?) ело­вой.

След (от­ку­да? из чего?) из чащи – невер­но вы­де­лен­ное сло­во­со­че­та­ние, т.к. име­нем суще­стви­тель­ным ко­ман­ду­ет гла­гол.

Потренируйся (устно)

Читай за­пи­си и решай, что это: слово, сло­во­со­че­та­ние или пред­ло­же­ние.

пу­ши­стые сне­жин­ки

ле­та­ли около  бе­рё­зы

са­ди­лись на поле

тихо са­ди­лись

около  бе­рё­зы

на пу­стын­ное поле

сне­жин­ки ле­та­ли и са­ди­лись

Это сло­во­со­че­та­ния, так как есть глав­ный член и за­ви­си­мый:

сне­жин­ки (какие?) пу­ши­стые

ле­та­ли  (где? около чего?) около  бе­рё­зы

са­ди­лись (куда? на что?) на поле

са­ди­лись (как?) тихо

на поле (какое?) пу­стын­ное

Это не сло­во­со­че­та­ние, это су­ще­стви­тель­ное с пред­ло­гом:

около  бе­рё­зы

Глав­ные члены пред­ло­же­ния:

сне­жин­ки ле­та­ли и са­ди­лись

Офор­мим гра­ни­цы най­ден­но­го пред­ло­же­ния.

Сне­жин­ки ле­та­ли и са­ди­лись.

С по­мо­щью сло­во­со­че­та­ний рас­про­стра­ним пред­ло­же­ние. 

Пу­ши­стые сне­жин­ки ле­та­ли около бе­рё­зы и тихо са­ди­лись на пу­стын­ное поле.

Потренируйся (письменно)

1. Спиши пред­ло­же­ния, выпиши словосочетания с вопросом. 

Мы осматривали на снегу ночные следы зверей.

У щенка на черной спинке тают белые снежинки.

2. Спиши словосочетания и укажи крестиком главное слово.

На полке стояли, спрыгнул со стола, смелая девочка, пришли вечером, открыл книгу, записал в дневник, густой дым, клеили гирлянду, осторожно шёл.



Распечатать


Назад


Материалы по теме: