Задание по литературному чтению к 9 февраля

Задание по литературному чтению к 9 февраля
Готовимся к тестированию

1. Прочитайте произведение. Подчеркните название произ­ведения.

Е. Благинина

Крикса и Тишеня

Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую — Ти­шеня.

У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты — не светится в них разум.

Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.

А Крикса — бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему — не поймёшь.

Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.

А Крикса — хап-хап — схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.

Тишеня дверь затворяет — проверяет, не идёт ли кто сзади, — не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет — и так шуму на земле много.

А Крикса — грох-грох! Прохожие — ох-ох! Но ей и горя мало: «Поду­маешь, нежности какие!»

В электричке ли едут — к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем — солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косица­ми машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней — далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца... Или Дюймо­вочку!

А Крикса — трень-брень — стишки читает, песни поёт, никому по­коя не даёт. Только мать с отцом рады: «Хороша дочка! Забавница!»

Тишеня по улице идёт — приглядывается: не обижает ли боль­шой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?

А Крикса — тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два — вперёд! Горда, спесива, мол, я ль не красива?!

Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать.

Тишеня работает не скоро, зато споро.

А Крикса — тяп-ляп — готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит.

Получили сестрицы первую получку.

Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:

— Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь при­
шёл мой черёд о вас заботиться...

И выложила все денежки — до копеечки.

А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лав­ке — давка, гам, толчея.

Крикса на месте прыгает, локтями двигает:

— Я! Я! Очередь моя!

Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибе­гает домой:

— Фу-у-у, устала!!!

Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:

— Ну, что — какова?

Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на од­ной яблоньке такие разные яблочки уродились? Чудеса!

2. Определи жанр и тему этого произведения. Отметь ответ.

  • сказка о животных
  • рассказ о природе
  • рассказ о людях 
  • рассказ о детях

3. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?

Выбери ответ.

  • о хороших и плохих людях
  • о том, как Крикса пела песни
  • о том, как Тишеня разговаривала

4. Как Крикса и Тишеня относились к миру вокруг них? Заполните таблицу.

 

 Отношение  Тишеня  Крикса
 К людям    
 К родителям    
 К природе    

 5. «Работает не скоро, зато споро». Как вы понимаете
эти слова? Отметьте ответ.

  • работает медленно и плохо
  • работает не спеша, но хорошо
  • работает быстро и плохо
  • работает быстро и успешно

6. «Диву даются». Подберите синонимы.

7. О чём важном сказал автор? Отметьте ответ.

  • о том, что Крикса весёлая
  • о том, что девочки выросли и стали работать
  • о том, что люди бывают плохие и хорошие
  • о том, что Тишеня заботилась о родителях

8. Кто из героев произведения понравился? Почему? Объясните.

9. Чему удивляются отец с матерью? Выберите ответ.

  • тому, что девочки выросли
  • тому, что Тишеня заботится о них
  • тому, что Крикса весёлая
  • тому, что в одной семье выросли такие разные дочери

10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению? Отметьте ответ.

  • «Две сестры»
  • «Дочери»
  • «В семье»
  • « Разные яблочки»

11.  Прочитайте произведение. Отметьте его жанр и тему.

Маленькое дело лучше большого безделья.

  • пословица о дружбе
  • пословица об учении
  • загадка о труде
  • пословица о труде
  • скороговорка

12. Из какого произведения Л.Н. Толстого отрывок? От­метьте ответ.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

  • «Два брата»
  • «Лев и собачка»
  • «Лебеди» 
  • «Зайцы» 
  • «Прыжок»

13. Подумайте, что поможет вам выбрать нужную книгу. От­метьте ответы.

  • обложка
  • фамилия автора
  • заголовок
  • переплёт
  • аннотация

14. Какая книга поможет проверить написание слова? От­метьте ответ.

  • толковый словарь
  • биографический словарь
  • орфографический словарь
  • энциклопедический словарь
  • энциклопедия

15*. Отметьте заголовок народной сказки.

  • «Зимняя сказка» 
  • «Подарки феи»
  • «Елена Премудрая»
  • «Снеговик» 
  • «Два брата»

16*. Как называется описание картины природы в художе­ственном произведении? Отметьте ответ.

  • присказка
  • сравнение
  • пейзаж
  • олицетворение
  • заголовок

17*. Определите тему пословицы. Отметьте ответ.

Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

  • о дружбе
  • о Родине
  • о человеке
  • о труде
  • о чести

18*. Прочитайте строфу. Как она называется? Отметьте ответ. Укажите рифмы.

С холоду щёки горят; 

Любо в лесу мне бежать, 

Слышать, как сучья трещат, 

Листья ногой загребать!

 

  • двустишие
  • трёхстишие
  • пятистишие
  • четверостишие
  • шестистишие



Распечатать


Назад


Материалы по теме: