Литературное чтение. Программа. 1–4 классы.

Литературное чтение. Программа. 1–4 классы.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. 

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. 

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование: 

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); 

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; 

  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного. 

  • Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. 

  • В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»: 

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); 

  • внимание к личности писателя; 

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы; 

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической). 

Для успешной реализации модели общения «АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач. 

Личностные задачи/результаты 

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. 

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности. 

3. Развитие жизненного оптимизма,целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. 

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. 

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины. 

6. Формирование привычки к рефлексии. 

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). 

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. 

9. Развитие мышления, внимания, памяти. 

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. 

Метапредметные задачи/результаты 

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению. 

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. 

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. 

7. Формированиеуменияучитьсяиспособности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве. 

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме. 

Предметные задачи/результаты 

1. Формирование положительной мотивации к чтению. 

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. 

3. Развитие воссоздающего воображения. 

4. Обучение адекватному восприятию читаемого. 

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. 

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения. 

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал. 

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения. 

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. 

10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. 

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне). 

12. Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями. 

13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения. 

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. 

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой). 

16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания. 

17. Развитие литературных способностей. 

С целью достижения названных результатов (более подробно изложенных далее, после основной части программы «Содержание курса «Литературное чтение») были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, излагаемые ниже. 

1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников. 

2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников. 

3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями: 

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений; 

  • соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников. 

Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики. В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видо-жанровой специфике. Таким образом, и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.) 

4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практикои личностноориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного. 

Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг». 

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. 

Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др. 

Охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтениюизучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности); 

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются: 

  • обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг; 

  • систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и бо ́льшая самостоятельность детей при их выполнении; 

  • сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации). 

Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности. 

Несмотря на то что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся. 

В федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 448 часов. 

Далее представлена основная часть программы – «Содержание курса «Литературное чтение», которая состоит из следующих разделов для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению». Завершается программа перечнем ожидаемых результатов обучения. 

Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), и прежде всего работы над разными видами текстов. 

Раздел «Круг детского чтения» содержит: 

а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия; 

б) тематическое планирование в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного времени, отводимого на изучение каждой из тем. 

В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые изучаются на практической основе с целью освоения первоначальных представлений о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. 

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов и др. 

Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературнотворческих способностей учащихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др. 

Третья, завершающая часть программы (после пояснительной записки и содержания курса «Литературное чтение») – «Результаты обучения», где определён перечень результатов, к которым должны и могут прийти дети ко времени окончания начальной школы. 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (448 ЧАСОВ) 

1 класс (40 часов) 

Виды речевой деятельности 

Аудирование (слушание) 

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. 

Чтение 

Чтение вслух 

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. 

Понимание читаемого с помощью вопросов по содержанию. 

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений. 

Чтение про себя 

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение). 

Работа с разными видами текста 

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), и таким образом преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы. 

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом. 

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст. 

Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. 

Ориентировка в содержании (оглавлении) книги. 

Работа с текстом художественного произведения 

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения. 

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев1. 

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. 

Ключевые (опорные) слова. 

Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям. 

Чтение по ролям, драматизация. 

Библиографическая культура 

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации. 

Умение ориентироваться в характере книги по её обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. 

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник. 

Говорение (культура речевого общения) 

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника. 

Здесь и далее курсивом выделены виды деятельности и темы, необязательные для освоения на указанном этапе обучения. 

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. 

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения). 

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации. 

Круг чтения 

Круг чтения в 1 классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, скороговорки, побасёнки, небылицы. При этом, как правило, параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия. 

Тематическое планирование 

Звенит звонок — начинается урок (7 ч) 

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звёздочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...». 

Час потехи (9 ч) 

В. Смит «Час потехи» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни; побасёнки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г.Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; небылицы; С. Маршак «Я видел»; А. Босев «С нами Смех!» (перевод С. Михалкова); А. Усачёв «Если вы собрались в гости»; С. Маршак «Пудель». 

«Что такое хорошо и что такое плохо» (12 ч) 

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л.Н. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Всё вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать...»; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»; Л.Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь». 

«Там чудеса...» (12 ч) 

А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»* (отрывки), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); X.К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши». 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений. 

Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, колыбельная песня, пословица, небылица, побасёнка, считалка, загадка, скороговорка. Узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка. 

Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов. 

Общее представление о жанре басни. 

Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, потешка, побасёнка, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня. 

Творческая деятельность (на основе литературных произведений) 

Формирование воссоздающего и творческого воображения. 

Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного и графического рисования. 

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование). 

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения 

Создание классной библиотечки (уголка чтения). 

Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х.К. Андерсена и А.С. Пушкина. 

Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов.
Участие в работе театрального кружка.
Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника побасёнок (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради).

Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Участие в «малых конференциях» по темам «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга». 

2 класс 

(136 часов) 

Аудирование (слушание) 

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. 

Чтение 

Чтение вслух 

Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке». 

Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами. 

Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом. 

Чтение про себя 

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию. 

Работа с разными видами текста 

Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-популярных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. 

Развитие способности к антиципации. 

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом. 

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. 

Работа с текстом художественного произведения 

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения. 

Определение, от какого лица ведётся повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении. 

Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении. 

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста. 

Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение. 

Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям. 

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. 

Работа с научно-популярными текстами 

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научнопопулярного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему. Подробный, частичный и выборочный пересказ текста. 

Библиографическая культура 

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). 

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). 

Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5–6 книг). 

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. 

Говорение (культура речевого общения) 

Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. 

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. 

Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога). 

Отражение основной мысли текста в высказывании. 

Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование). 

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему. 

Круг чтения 

Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о Родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года), о приключениях и волшебстве. 

Во втором классе, где приоритетным является формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения. 

Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая – думаем». 

Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также ошибок, искажающих звукобуквенный состав слов), включены в раздел под названием «Читаем правильно». 

В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи и небольшие по объёму прозаические произведения, преимущественно современных авторов, написанные в разговорном стиле. 

При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда в первую очередь включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги. 

Таким образом, во втором классе при акценте на активном формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления – о темах, жанрах, авторах. 

Тематическое планирование 

Учимся читать: Читая — думаем (29 ч) 

М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалка»*; М. Юдалевич «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто слово найдёт?»; В. Берестов «Если хочешь пить...»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л.Н. Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»; С. Козлов «После долгой разлуки...»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...»; Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое»; С.Баруздин «Кузнец»; Б.Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза»; белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»; братья Гримм «Звёздные талеры». 

Учимся читать: Читаем правильно (10 ч) 

В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орёл и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». 

Учимся читать: Читаем быстро (8 ч) 

Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Р. Сеф «Апчхи!»; М.Яснов «Чучело-мяучело»; Р.Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик»; Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения». 

Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч) 

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром»; В. Осеева «Три товарища»; Н.Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; В. Орлов «Светлячокмаячок»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев». 

Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21 ч) 

В.Голявкин «Про весёлую книжку»; С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросёнок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б.Юнгер «Белая роза»; Г.Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л.Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста». 

Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9 ч) 

Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»; шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; 

Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*; И. Пивоварова «Картинка на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...»; А. К. Толстой «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черёмуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики». 

Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч) 

Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утёнок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Чёрный Омут»; М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыплёнок голос искал». 

В мире книг (20 ч) 

К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке»; М. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Емельянов «Зелёная букашина»; Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1. Преступница Алиса). 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 

Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений. 

Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего в силу внимания к личности автора). 

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение автора к герою. 

Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений, олицетворений. 

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). 

Жанровое разнообразие произведений: народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение, басня. Общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. 

Творческая деятельность (на основе литературных произведений) 

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного. 

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения 

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения). 

Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В.Ю. Драгунского, А.Л. Барто, В.А. Осеевой. 

Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов.
Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)». Участие в работе кружка «Юный театрал». 

Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей. 

Создание спектакля по сказке «Два Мороза» или «Морозко». 

Создание сборника произведений о Родине.
Создание сборника произведений о зайцах.
Создание сборника любимых стихотворений.
Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.

Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

Участие в конкурсах рисунков «С чего начинается Родина?» 

(после чтения стихотворений о Родине), «Улица сказочных домиков» (по мотивам сказки Г.М. Цыферова «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»). 

Участие в читательской конференции по теме «С чего начинается Родина?» (образ Родины в произведениях писателей и в картинах художников). 

3 класс 

(136 часов) 

Виды речевой деятельности 

Аудирование (слушание) 

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-популярному и художественному произведению. 

Чтение 

Чтение вслух 

Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм. 

Чтение про себя 

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое/выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию. 

Работа с разными видами текста 

Общее представление о разных видах текстов – художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. 

Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. 

Определение темы текста, главной мысли. 

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана. 

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. 

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. 

Работа с текстом художественного произведения 

Понимание заглавия произведения. 

Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идёт речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано. 

Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. 

Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. 

Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, с помощью которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция). 

Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений). 

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий – от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин. 

Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). 

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. 

Работа с учебными и научно-популярными текстами 

Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-популярного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста. 

Библиографическая культура 

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). 

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). 

Составление каталожной карточки. 

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. 

Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему. 

Говорение (культура речевого общения) 

Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному). 

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. 

Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания. 

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений от повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным. 

Письмо (культура письменной речи) 

Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текстрассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация. 

Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка. 

Круг чтения 

В третьем классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо ́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. 

Тематическое планирование 

Труд человека кормит, а лень портит (12 ч) 

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело». 

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч) 

Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». 

«Унылая пора! Очей очарованье!..» (6 ч) 

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; 

К. Паустовский «Барсучий нос»; А.С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...». 

Много хватать — своё потерять (4 ч) 

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча». 

Тайное всегда становится явным (11 ч) 

B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцессалгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово». 

«Ежели вы вежливы...» (3 ч) 

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово». 

«Снег летает и сверкает...» (9 ч) 

С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А.С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает...». 

Каждый своё получил (18 ч) 

Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л.Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку». 

Жизнь дана на добрые дела (8 ч) 

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша». 

За доброе дело стой смело (9 ч) 

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудоюдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». 

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч) 

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; русская народная сказка «Подземные царства». 

Весна идёт, весне дорогу!.. (9 ч) 

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-имачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха». 

Любовь – волшебная страна (14 ч) 

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и Чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей». 

Чудесное – рядом (11 ч) 

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг». 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 

Накопление разнообразных видо-жанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, эпические и лирические стихотворения, очерки). Общее представление о жанрах, особенностях композиции и выразительных средствах. 

Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа. 

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. 

Нахождение в тексте, определение функций в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. 

Общее представление о разных видах текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). 

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). 

Творческая деятельность (на основе литературных произведений) 

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесение реплик героя с использованием мимики, развёрнутая драматизация); словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование; составление диафильма (комикса) и виртуальная экранизация; творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения 

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения). 

Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей. 

Создание рисунков к прочитанным произведениям. Участие в конкурсах чтецов.
Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)». Участие в работе кружка «Юный театрал». 

Создание коллажей по темам «Осень», «Зима», «Весна». Создание сборника любимых стихотворений о природе. Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
Сочинение собственных произведений в жанре очерка, сказки.
Участие в читательской конференции по теме «Никто не забыт, ничто не забыто». 

4 класс 

(136 часов) 

Виды речевой деятельности 

Аудирование (слушание) 

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей. 

Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-популярному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста. 

Чтение 

Чтение вслух 

Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение. 

Чтение про себя 

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст. 

Работа с разными видами текста 

Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров. 

Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-популярных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. 

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения. 

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры. 

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана (вопросного, цитатного самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями). Составление сложного плана. 

Умение работать с разными видами информации. 

Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров. 

Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. 

Работа с текстом художественного произведения 

Определение темы и главной мысли текста. 

Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция). 

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества. 

Выделение опорных (ключевых) слов текста. 

Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ. 

Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным. 

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. 

Умение пользоваться приёмами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения. Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске. 

Работа с учебными и научно-популярными текстами 

Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста. 

Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её. 

Библиографическая культура 

Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге. 

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). 

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. 

Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс внетекстового аппарата книги. 

Говорение (культура речевого общения) 

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). 

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. 

Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания. 

Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании). 

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным. 

Письмо (культура письменной речи) 

Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций. 

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, отражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.). 

Круг чтения 

В четвёртом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимны, сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная (научно-популярная) литература, повесть. 

Тематическое планирование

Гимн Российской Федерации

«Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (26 ч) 

И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки «Пётр I и мужик», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X.К. Андерсен «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности». 

«О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (5 ч) 

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); Алёша Попович и Тугарин (пересказ А. Нечаева). 

«Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (5 ч) 

X.К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козёл», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л.Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь». 

Оглянись вокруг (Рассказы) (26 ч) 

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»; А. Чехов «Ванька»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»; В. Лидин «Завет»; Р. Брэдбери «Всё лето в один день». 

Золотая колесница (Мифы Древней Греции) (5 ч) «Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар». 

«В начале было Слово, и Слово было Бог...» 

(Библейские сказания) (10 ч) 

«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлёф «Святая ночь»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын». 

«Самого главного глазами не увидишь...» 

(Повесть-сказка) (15 ч)
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 

«Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (7 ч) 

А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»). 

Мир волшебных звуков (Поэзия) (16 ч) 

В. Жуковский «Песня»; А.С. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»* (из И. В. Гёте), «Утёс», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла». 

Когда, зачем и почему? (Познавательная литература) (20 ч) 

Н. Кун «Олимп»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьёв «СергейРадонежский»;В. Губарев«Воткрытомкосмосе»;Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н.Надеждина «Лук от семи недуг»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; А.Дитрих и Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент). 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 

Практическое освоение особенностей различных жанров лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка – рассказ, басня – сказка, рассказ – повесть, сказка – сказочная повесть, рассказ – стихотворение, пьеса – рассказ, пьеса – сказка, былина – сказка, миф – сказка, очерк – рассказ. 

Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). 

Представление о различных разновидностях рассказов (о подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические, исторические). 

Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической. 

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворения, звукописи. 

Знание некоторых приёмов художественной композиции. 

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения, лирический герой. 

Умение отличить художественную литературу от учебной и познавательной на основе их практического сравнения. 

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование (сказка, рассказ, повесть), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). 

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). 

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). 

Получение первоначальных представлений об известных писателях (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, X.К. Андерсен, И.А. Крылов, С.Я. Маршак, К.Г. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством. 

Творческая деятельность (на основе литературных произведений) 

Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа, презентация), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения. 

Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы. 

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения 

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения). 

Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей (Х.К. Андерсен, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, Н.Н. Носов и др.). 

Создание рисунков к прочитанным произведениям. Создание костюмов для сказочных персонажей.
Участие в конкурсах чтецов.
Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)». Участие в работе кружка «Юный театрал». 

Участие в работе кружка «Творческая мастерская» (создание собственных текстов). 

Создание коллажа «Моя Родина».
Создание сборника любимых стихотворений русских поэтов. Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов. Создание альбома «Никто не забыт, ничто не забыто». Участие в конференции «В жизни всегда есть место подвигу».
Сочинение собственных произведений в жанре эссе, очерка, сказки.
Участие в читательской конференции по теме «Наши любимые писатели».
Создание книжных выставок книг по темам: «Былины», «Мифы Древней Греции», «Русские народные волшебные сказки», «Книги Х. К. Андерсена», «Сказки А.С. Пушкина» и др. 

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. 

Выпускники начальной школы научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения; 

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое); 

  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; 

  • знанию основных моральных норм; 

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; 

  • работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью; 

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; 

  • характеризовать героев; 

  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; 

  • находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте; 

  • выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия; 

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; 

  • отличать поэтический текст от прозаического; 

  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.); 

  • соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках; 

  • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; 

  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.); 

  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; 

  • цитировать (устно); 

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов; 

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; 

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; 

  • вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; 

  • составлять несложные монологические высказывания о произведениях; 

  • составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу; 

  • определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть; 

  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; 

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах; 

  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; 

  • пользоваться алфавитным каталогом; 

  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке; 

  • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями. 

  • Выпускники начальной школы получат возможность научиться: 

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; 

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; 

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; 

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; 

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран; 

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе; 

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства; 

  • соотносить литературу с другими видами искусства; 

  • испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой; 

  • развивать способность к эмпатии, эмоциональнонравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); 

  • определять сходство и различие произведений разных жанров; 

  • осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения; 

  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; 

  • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями; 

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • применять правила сотрудничества;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас; 

  • находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте; 

  • понимать особенности изучаемых типов композиции; 

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • цитировать (письменно);

  • осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация; 

  • писать изложения; 

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста); 

  • делать устную презентацию книги (произведения); 

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; 

  • работать с детской периодикой; 

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. 

Примечание. Перечисленные требования к результатам начального общего образования определяют критерии оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на ступени начального обучения литературному чтению. 

Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: 

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); 

  • сформированность навыков творческого, ознакомительного, поискового, просмотрового и изучающего чтения; 

  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; 

  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости); 

  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; 

  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; 

  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; 

  • интерес к чтению художественной, научно-популярной и справочной литературы, расширение круга чтения. 

Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются: 

  • замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме); 

  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; 

  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); 

  • выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания; 

  • выполнение заданий по ориентировке в книгах; 

  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т. п.); 

  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; 

  • наблюдение за читательской деятельностью учащихся; 

  • анализ читательского дневника;

  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии). 


11.10.2013

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Русский язык. Программа. 1-4 классы.
Русский язык. Программа. 1-4 классы.
Образовательная система для начальной школы «Гармония»
Образовательная система для начальной школы «Гармония»
Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования для школ, работающих по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года No 373). Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009 г., рег. No 17785.
3 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы
3 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
4 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы
4 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы
1 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы
1 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы
2 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы
2 класс: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы