Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковые средства. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырех видов речевой деятельности человека: слушания (аудирования) говорения, чтения и письма. 

Для того чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию, фонетические способности помогают нам по интонации улавливать смысл, который говорящий вкладывает в высказывание. Поскольку русское письмо звуко-буквенное, читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. В настоящее время обучение грамоте по любому букварю начинается с до буквенного периода, когда учащиеся на практике осваивают фонетику.

Фонетические знания и умения важны для всего последующего обучения чтению и письму. Например, такое качество чтения, как выразительность, нельзя сформировать, не познакомив учащихся с интонацией, логическим ударением. Фонетические умения — необходимая база для становления осознанных навыков правописания, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.

На фонетику мы опираемся и при обучении лексики, грамматике, морфемике.

Выполняя фонетический разбор в школе, ученик должен уметь выделять гласные и согласные звуки, соотносить их с буквами.

  1. Буквы – это графические знаки, с помощью которых на письме обозначаются звуки. Полного соответствия между звуками и буквами нет.
  2. Гласные звуки
    В русском алфавите всего 33 буквы.
    Две из них — Ь и Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не обозначают.
    Гласные буквы: бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
    Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
    Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
    А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.
    Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков.
  3. Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука). Обозначают два звука, если стоят:
    Я - [jа] Ю- [jу] Е – [jэ] Ё – [jо]
    * в начале слова (ель, яблоко, юла)
    * после Ъ и Ь (съем, семья, подъём, вьюн)
    * после гласных букв (клюёт, воют, военный)
    Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением: век - [в'эк], мяч- [м'ач'], блюз - [бл'ус], мед - [м'от]
    В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук [иэ]
    ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]
  4. Согласные звуки
    Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
    Согласных звуков в русском языке – 36.
  5. Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных:
  6. [б] - [п], [в] - [ф],[г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].
  7. Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных:
  8. [б] -[б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'],[л] - [л'],[м] - [м'],
  9. [н] - [н'],[п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'], [т] - [т'],[ф] - [ф'], [х] - [х'].
  10. Сонорные звуки: [л], [м], [н], [р], [й].
  11. Пять непарных глухих звуков: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
    Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
    Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].


План фонетического разбора

1. Запишем слово.

2. Поставим ударение.

3. Запишем справа транскрипцию слова, разделим его на слоги.

4. Охарактеризуем все звуки, записывая их сверху вниз:

4.1. ударный-безударный для гласных;

4.2. звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных;

5. Подсчитаем количество звуков и букв

Образец:

морковь мор-кóвь 2 слога

м – [м] - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

о – [а] - гласн., безуд.

р – [р] - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

к – [к] - согл., глух. парн., тв. парн.

о – [о] - гласн., ударн.

в – [ф'] - согл., глух. парн., мягк. парн.

ь – [ ]

___________________________

7 букв, 6 звуков

Орфограмма — это место в слове:

  1. где пишется не так, как слышится;
  2. где звук слышится неясно;
  3. где возможна ошибка;
  4. где при письме возникает трудность;
  5. где требуется применение правила;
  6. где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.




21.09.2014

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Требования к оформлению письменных работ по математике в начальной школе
Требования к оформлению письменных работ по математике в начальной школе
Как должна быть оформлена письменная работа по математике
Требования к оформлению письменных работ по русскому языку в начальной школе
Требования к оформлению письменных работ по русскому языку в начальной школе
Как правильно оформлять работы по русскому языку в начальной школе.
Правописание корней
Правописание корней
Корень — морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения); корень имеется в каждом слове, и слово может состоять из одного или нескольких (в сложных словах) корней.
Правописание приставок
Правописание приставок
Приста́вка (пре́фикс) — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова. Приставки используются в большинстве языков, и нередко происходят от предлогов, следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.
О мягком согласном звуке
О мягком согласном звуке
Мягкий согласный звук может оказываться в слове как перед твёрдым согласным, так и перед мягким. Позиция мягкого согласного перед твёрдым, как и на конце слова, – сильная, поэтому при таком расположении звуков действует правило...