Почему у ребенка проблемы в школе?

Почему у ребенка проблемы в школе?
В предыдущей статье мы узнали, какими могут быть некоторые причины, создающие сложности для ребенка в школе и мешающие ему органично влиться в школьный коллектив. А также выяснили, как это можно исправить. Однако существует еще целый ряд проблем.

Одной из них является тревожное отношение ко взрослым. Такой ребенок очень беспокоится о том, любят ли его, интересуются ли им. Почему так происходит? Чаще всего потому, что именно приятия со стороны взрослых ему остро не хватает в собственной семье, и чтобы хоть как-то компенсировать недостачу, ребенок пытается «натянуть позитива» с чужих, посторонних ему людей – учителей, родителей, своих друзей-приятелей.

Поначалу ребенок словно все время «тестирует систему» — неустанно проверяет, нужен ли он, важен ли, интересен ли. Если заполнить вакуум не удается, ситуация становится более острой: ребенок всеми силами старается обратить на себя внимание взрослых, всячески добивается признания и любви. Порой это носит характер «липучести», навязчивости и вызывает отторжение — то есть эффект, противоположный тому, на который ребенок рассчитывал, и тогда ситуация перерастает в неприятие и отторжение (однако об этом — позже). На первых же этапах ребенок все время надеется на получение «поглаживаний» и сильно тревожится по этому поводу.

Выражается все это в том, что он всеми правдами и неправдами стремится обратить внимание учителя на себя — старается помогать где только можно, брать на себя все мыслимые и немыслимые обязанности, учиться лучше всех или готовиться сверх программы... Не всегда учителям это приятно, порой изрядно раздражает — однако нередко такие дети становятся любимчиками. Увы, одновременно они «теряют очки» в коллективе сверстников (их считают подлизами, «цирковыми собачками»).

А ведь вся их проблема состоит в том, что они, как голодные щеночки, бегут за каждым взрослым в надежде на «сладкое» — симпатию и ласку. Представляете, до какой степени ребенку этого должно недоставать дома? Отсюда и вывод: единственное лекарство от таких состояний — любовь и приятие в семье, среди тех взрослых, которые природой предназначены ему в самые близкие.

Другая проблема также связана с трудностями во взаимоотношениях со старшими, а не со сверстниками. Это — неприятие ребенком взрослых, их норм, ценностей и правил, иногда вплоть до враждебности по отношению к ним. Такой ребенок проходит путь от асоциального поведения к антисоциальному, то есть от пассивного неприятия — к активному и привычному противодействию враждебному миру взрослых.

Он бывает очень переменчив в поведении, но чаще — недружелюбен, нередко ведет себя нарочито вызывающе, сознательно нарушает дисциплину, использует ненормативную лексику, портит чужое имущество. И нередко границы допустимого в сознании такого ребенка весьма условны: для него отнюдь не табу взять чужое, обмануть, смошенничать, взять что-либо без разрешения, списать без спросу — то есть щепетильность у такого ребенка отсутствует напрочь. При этом он всегда на что-то претендует, «качает права» — и считает наказания несправедливыми, полагая, что взрослые безо всякого права, необоснованно вмешиваются («лезут») в его жизнь.

Иногда такая ситуация является следствием неблагоприятного развития предыдущего сценария, когда ребенка все отвергают и в конце концов он просто ожесточается. Однако чаще имеется целый букет проблем (как лично ребенка, так и членов его семьи), с которыми необходимо работать долго и тщательно, иначе ребенок так и останется в оппозиции ко всему миру – эдаким маленьким волчонком, глядящим на всё и вся со злобой и недоверием.

Тем более, что, сталкиваясь с таким учеником, мало кто из учителей склонен заниматься исправлением положения — да и не их это, собственно, дело. Такого ребенка обычно записывают в «отпетые» и ставят на нем жирный крест — а уж он, конечно, постарается оправдать надежды… Лишь в лучшем случае его отправят к психологу. Однако такую ситуацию практически никогда нельзя исправить только «внешними» силами, поскольку корни такого поведения всегда в семье. Чаще всего это так называемая педагогическая запущенность и следствие либо полного неприятия и равнодушия со стороны родителей, либо чрезмерно жесткого воспитания, когда сломать не получилось, но зато получилось — ожесточить.

Нередко первым этапом возникновения подобной ситуации — и одновременно самостоятельным «фактором риска» являются так называемые неблагоприятные условия среды. Тревожными сигналами для учителей являются факты асоциального поведения родителей, постоянных прогулов ребенка и регулярного вранья (либо полного наплевательства) взрослых по этому поводу, неопрятность, неухоженность ребенка, вынужденные пропуски школы по вине семьи, явно плохое питание и даже его истощенность.

Вопреки стереотипам, такое положение складывается не только в откровенно маргинальных семьях — алкоголиков, наркоманов и ведущих асоциальный образ жизни. Нередко подобная ситуация возникает, к примеру, в семьях сектантов и религиозных фанатиков, до «обращения» — вполне нормальных.

Судьба таких детей зависит от того окружения, в которое они попадают. Если среди взрослых найдутся неравнодушные люди, а среди сверстников — те, кто с ним подружатся и не оттолкнут — у ребенка есть шанс, если нет — вероятнее всего, среда его все же затянет.

Естественно, чрезвычайно проблемным становится пребывание в детском коллективе ребенка, характеризующегося повышенной конфликтностью с детьми. Она может принимать разнообразные формы: от постоянного соперничества — до откровенной, неприкрытой враждебности.

Такой ребенок мешает другим детям на занятиях и в играх: делает мелкие пакости, провоцирует драчливых, пугает нервных и изводит слабых одноклассников — вплоть до организации травли. Он надоедает другим детям, пристает, навязывается, прячет или портит чужие вещи (причем умело переводя стрелки на пострадавшего: достаточно спрятать тетрадь или куртку сильного одноклассника, чтобы тот полез в драку – а за удовольствие видеть, как его отругает учитель, не жалко и в ухо получить). Характерно, что агрессия его редко принимает форму физического нападения. Зачастую если это мальчик, то дерется он «как девчонка»: кусается, плюется, царапается — словом, стремится не столько ударить, сколько оскорбить и обезобразить.

Словом, главная цель такого ребенка — манипуляции другими. Естественно, что одноклассники его очень не любят, но связываться с ним — как говорится, дороже выйдет, поэтому он обретает в классе статус «злого гения»-одиночки. Друзей такие ребята не имеют — да они в них и не нуждаются (в крайнем случае, находится некий Табаки при Шерхане, причем сам Шерхан его презирает).

Помочь тут можно только в ходе длительной кропотливой работы, перенаправляя его энергию с деструкции на созидание, прививая уважение с себе самому и окружающим и обучая другим формам взаимодействия, помимо конфликтных. То есть, конечно, такое поведение также является путевкой в первую очередь к детскому психологу.

Завершение обзора причин школьной дезадаптации читайте в следующей статье.



07.02.2010

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» по предмету «Психология».
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» по предмету «Психология».
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Что делать, чтобы оградить ребёнка от угроз в интернете?
Дети и деньги: мнение психологов
Дети и деньги: мнение психологов
Для ребёнка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей — научить его этой свободой пользоваться.
Возрастные особенности третьеклассников
Возрастные особенности третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника.
Вредные советы
Вредные советы
Обратите внимание на то, как вы общаетесь со своим ребенком, как реагируете на него, каким тоном с ним разговариваете. Если, осознанно или нет, вы навязываете ему негативные правила общения, постарайтесь поменять политику.
Азбука независимости
Азбука независимости
Необходимо всегда помнить о том, что наркоманами не рождаются. В отличие от многих заболеваний болезни зависимости (аддикции) приобретенные, нажитые.
Памятка родителю от ребенка
Памятка родителю от ребенка
Что думают ваши дети про вас, родители.
Предупреждение детской агрессивности
Предупреждение детской агрессивности
Уважаемы папы и мамы! Внимательно прочитайте эту памятку! Для этого распечатайте ее,  вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы Вашей семьи не касаются.
Как относиться к отметкам ребенка
Как относиться к отметкам ребенка
Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
Профилактика наркомании
Профилактика наркомании
Еще одна ставка. Еще одна доза. Еще одна рюмка. Еще одна сигарета. Что движет человеком, живущим ради игры? Почему умница-дочка становится наркоманкой?
К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста
К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста
Возвращаясь к вопросу детской гиперактивности, нужно сказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)   это, по большому счету, только отчасти проблема педагогического и воспитательного плана.
Почему ребенку в школе плохо?
Почему ребенку в школе плохо?
Бытует мнение, что школа — кладезь знаний. Безусловно, это так и есть, однако не стоит забывать, что ребенок приходит в школу не только учиться. В школу он идет также общаться, дружить, совершенствовать себя.
Пять тактик семейного воспитания
Пять тактик семейного воспитания
Будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей и детей — зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье.