Возрастные особенности третьеклассников

Возрастные особенности третьеклассников

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции. В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». 

У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий. Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых.  

В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.


15.03.2012

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» по предмету «Психология».
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» по предмету «Психология».
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Что делать, чтобы оградить ребёнка от угроз в интернете?
Дети и деньги: мнение психологов
Дети и деньги: мнение психологов
Для ребёнка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей — научить его этой свободой пользоваться.
Вредные советы
Вредные советы
Обратите внимание на то, как вы общаетесь со своим ребенком, как реагируете на него, каким тоном с ним разговариваете. Если, осознанно или нет, вы навязываете ему негативные правила общения, постарайтесь поменять политику.
Азбука независимости
Азбука независимости
Необходимо всегда помнить о том, что наркоманами не рождаются. В отличие от многих заболеваний болезни зависимости (аддикции) приобретенные, нажитые.
Памятка родителю от ребенка
Памятка родителю от ребенка
Что думают ваши дети про вас, родители.
Предупреждение детской агрессивности
Предупреждение детской агрессивности
Уважаемы папы и мамы! Внимательно прочитайте эту памятку! Для этого распечатайте ее,  вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы Вашей семьи не касаются.
Как относиться к отметкам ребенка
Как относиться к отметкам ребенка
Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
Профилактика наркомании
Профилактика наркомании
Еще одна ставка. Еще одна доза. Еще одна рюмка. Еще одна сигарета. Что движет человеком, живущим ради игры? Почему умница-дочка становится наркоманкой?
К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста
К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста
Возвращаясь к вопросу детской гиперактивности, нужно сказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)   это, по большому счету, только отчасти проблема педагогического и воспитательного плана.
Почему у ребенка проблемы в школе?
Почему у ребенка проблемы в школе?
В предыдущей статье  мы узнали, какими могут быть некоторые причины, создающие сложности для ребенка в школе и мешающие ему органично влиться в школьный коллектив. Однако существует еще целый ряд проблем.
Почему ребенку в школе плохо?
Почему ребенку в школе плохо?
Бытует мнение, что школа — кладезь знаний. Безусловно, это так и есть, однако не стоит забывать, что ребенок приходит в школу не только учиться. В школу он идет также общаться, дружить, совершенствовать себя.
Пять тактик семейного воспитания
Пять тактик семейного воспитания
Будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей и детей — зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье.