К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста

К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста

Возвращаясь к вопросу детской гиперактивности, нужно сказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) это, по большому счету, только отчасти проблема педагогического и воспитательного плана. В первую очередь это медицинская проблема.

Ничто не существует само по себе, то есть изолированно от каких-то сопутствующих той или иной проблеме вещей. Так и синдром детской гиперактивности это всего лишь синдром, который состоит из набора симптомов, таких как импульсивность, излишняя двигательная активность, дефицит внимания. Дети с синдромом гиперактивности имеют сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания, не слушает то, что ему говорят, часто и легко отвлекается, не в состоянии следовать инструкциям, часто вскакивает со своего места, совершает суетливые движения руками и ногами, не может играть в «тихие» игры и так далее. Симптомы укладываются в синдромы, а синдромы, в свою очередь укладываются в рамки тех или иных медицинских диагнозов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации внимания, нарушениями обучения, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Таким образом, это синдром, относящийся к группе нервно-психический расстройств, следовательно, педагоги, психологи и психотерапевты лишь отчасти могут скорректировать имеющиеся расстройства. Имеется достаточно ограниченный ряд диагностической патологии, которой свойственно наличие синдрома гиперактивности. При отсутствии синдрома умственной недостаточности и синдрома аутизма СДВГ чаще всего входит в структуру органической недостаточности ЦНС.

Помимо этого у ребенка могут присутствовать нарушения сна и настроения, сноговорение, склонность давать истерические реакции, немотивированные приступы раздражительности, повышенной возбудимости и агрессии, нервные тикообразные подергивания отдельных групп лицевых мышц, частое моргание глаз.

К наиболее частым причинам возникновения указанной патологии можно отнести следующие факторы:

  • хронические заболевания матери
  • инфекции матери во время беременности, действие лекарств, алкоголя, курение
  • иммунологическая несовместимость (по резус-фактору)
  • угроза выкидыша
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение
  • родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие плода пуповиной)
  • любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств
  • общее ухудшение экологической ситуации и некоторые другие, в том числе и генетические факторы.

Частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

Как же помочь таким детям? Что надо делать учителю, психологу, родителям, чтобы облегчить им начало школьного пути и предупредить возможные неудачи?

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов и, прежде всего, медиков: врача-психиатра, невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей. Врач, наблюдающий за ребенком, конечно же, в первую очередь, проводит комплексную диагностику и соответствующее лечение. Другая, не менее важная функция — разъяснение родителям причин возникновения гиперактивности и разработка индивидуальной программы помощи ребенку.

Немедикаментозная коррекция включает в себя психотерапию, в том числе с родителями ребенка, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку необходим щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (25-30 минут), соблюдение режима дня (время приема пищи, сна, выполнение домашних заданий), не исключено, более позднее поступление в школу. Утомление может только усиливать гиперактивность и приводить к декомпенсации. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. В силу своей нетерпеливости и импульсивности такие дети с трудом адаптируются в коллективе, часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что в дальнейшем, может приводить к антиобщественным поступкам, раннему началу курения, к приему наркотических препаратов.

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности при неэффективности немедикаментозных методов целесообразна медикаментозная терапия. Применяются различные седативные настои и отвары трав, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и ноотропные препараты (вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, усиливающие тонус мозга).

И если Вы хотите помочь своему ребенку, не занимайтесь самолечением, не посыпайте голову пеплом и не обвиняйте окружение (общество, школу, учителей), а прислушайтесь к советам специалистов, занимающихся проблемами клинико-психологической диагностики, коррекции и реабилитации детей.

Ведущий научный сотрудник ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава», кандидат медицинских наук Кожинова Татьяна Анатольевна.


28.02.2010

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» по предмету «Психология».
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» по предмету «Психология».
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Что делать, чтобы оградить ребёнка от угроз в интернете?
Дети и деньги: мнение психологов
Дети и деньги: мнение психологов
Для ребёнка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей — научить его этой свободой пользоваться.
Возрастные особенности третьеклассников
Возрастные особенности третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника.
Вредные советы
Вредные советы
Обратите внимание на то, как вы общаетесь со своим ребенком, как реагируете на него, каким тоном с ним разговариваете. Если, осознанно или нет, вы навязываете ему негативные правила общения, постарайтесь поменять политику.
Азбука независимости
Азбука независимости
Необходимо всегда помнить о том, что наркоманами не рождаются. В отличие от многих заболеваний болезни зависимости (аддикции) приобретенные, нажитые.
Памятка родителю от ребенка
Памятка родителю от ребенка
Что думают ваши дети про вас, родители.
Предупреждение детской агрессивности
Предупреждение детской агрессивности
Уважаемы папы и мамы! Внимательно прочитайте эту памятку! Для этого распечатайте ее,  вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы Вашей семьи не касаются.
Как относиться к отметкам ребенка
Как относиться к отметкам ребенка
Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
Профилактика наркомании
Профилактика наркомании
Еще одна ставка. Еще одна доза. Еще одна рюмка. Еще одна сигарета. Что движет человеком, живущим ради игры? Почему умница-дочка становится наркоманкой?
Почему у ребенка проблемы в школе?
Почему у ребенка проблемы в школе?
В предыдущей статье  мы узнали, какими могут быть некоторые причины, создающие сложности для ребенка в школе и мешающие ему органично влиться в школьный коллектив. Однако существует еще целый ряд проблем.
Почему ребенку в школе плохо?
Почему ребенку в школе плохо?
Бытует мнение, что школа — кладезь знаний. Безусловно, это так и есть, однако не стоит забывать, что ребенок приходит в школу не только учиться. В школу он идет также общаться, дружить, совершенствовать себя.
Пять тактик семейного воспитания
Пять тактик семейного воспитания
Будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей и детей — зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье.