О мягком согласном звуке

О мягком согласном звуке
Мягкий согласный звук может оказываться в слове как перед твёрдым согласным, так и перед мягким. Позиция мягкого согласного перед твёрдым, как и на конце слова, – сильная, поэтому при таком расположении звуков действует правило: слышишь мягкий звук – пиши «ь». (Исключение составляют сочетания чк, чн, чт, щн, в которых не имеющие твёрдой пары звуки [ч’], [щ’] не требуют обозначения мягкости.) Позиция же мягкого согласного перед мягким – слабая, на этом месте всегда есть орфографическая дилемма: писать или не писать «ь». Вот эту закономерность и нужно показать детям.

Необходимо подчеркнуть, что проблема касается именно парных по твёрдости-мягкости согласных, но в работе с младшими школьниками, чтобы не усложнять объяснение, не нужно делать на этом факте особого акцента, а говорить можно лишь о непарности звуков [ч’] , [щ’].

Кроме того, известно, что чаще всего между буквами двух мягких согласных звуков, если первый из них не [л’], ь не пишется. Связано это с тем, что обычно его мягкость «не своя, а от мягкого соседа», – так образно сформулировал объяснение лингвист М.В. Панов. Для обозначения же мягкости согласного [л’] перед следующим мягким всегда пишется «ь». Здесь скрыта вторая закономерность, которую также важно показать ученикам.

Помочь маленьким школьникам осознать новую для них опасность письма и научиться «уходить» от ошибок мы должны уже сейчас. Объясняется это тем, что слова с сочетаниями [с’т’, з’д’, н’т’] и другие часто употребляются в речи, в том числе и в письменной.

18.09.2010

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
Как правильно провести фонетический разбор слова
Требования к оформлению письменных работ по математике в начальной школе
Требования к оформлению письменных работ по математике в начальной школе
Как должна быть оформлена письменная работа по математике
Требования к оформлению письменных работ по русскому языку в начальной школе
Требования к оформлению письменных работ по русскому языку в начальной школе
Как правильно оформлять работы по русскому языку в начальной школе.
Правописание корней
Правописание корней
Корень — морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения); корень имеется в каждом слове, и слово может состоять из одного или нескольких (в сложных словах) корней.
Правописание приставок
Правописание приставок
Приста́вка (пре́фикс) — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова. Приставки используются в большинстве языков, и нередко происходят от предлогов, следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.