Профилактика наркомании

Профилактика наркомании
Бесполезно ругать вино за то, что люди напиваются им допьяна.


С САМОГО НАЧАЛА

Еще одна ставка. Еще одна доза. Еще одна рюмка. Еще одна сигарета. Что движет человеком, живущим ради игры? Почему умница-дочка становится наркоманкой? Почему папа вдруг начинает пить? Эти вопросы уже давно не являются риторическими, в самых разных интерпритациях они знакомы многим семьям и, практически, каждому человеку. Ответы на них десятилетиями пытаются найти ученые, медики, психологи всех стран мира, решить эти сложные задачи пытаются матери, отцы, жены, мужья.

Давайте зададим еще один, самый важный вопрос: «Что делать, чтобы ребенок не стал наркоманом, алкоголиком или игроком?» Удивительно, но на него одинаково отвечают самые непримиримые соперники, вынося общий и единственный вердикт: профилактика. Именно она является ключом, способным спасти миллионы человеческих жизней.

Медицина определяет зависимость человека от наркотиков, алкоголя и азартных игр как тяжелую болезнь, протекающую в хронической (постоянной) форме и склонную к эпизодическому рецидивированию (обострению). И, следовательно, болезнь легче предупредить, чем лечить.

Какова первопричина зависимостей? И здесь мнения специалистов также сходятся: в 99% случаев на опрометчивые шаги человека толкают самые близкие люди — семья может быть как источником радости и счастья, гарантией тепла и уюта, так и провокатором самых необдуманных поступков.

«Мама, отпусти меня погулять», — говорит ребенок. «Где ты свяжешься с «нехорошими» людьми, попадешь в «плохую» компанию, где тебя познакомят с игрой на деньги, научат курить, дадут попробовать наркотики и алкоголь», — мысленно добавляют родители. На самом деле причина, которая может привести ребенка на путь наркомании, токсикомании, алкоголизма или увлечения азартными играми, находится не на улице. И вовсе не на экранах телевизора, не в газетах с журналами. И не в школе.

Все гораздо проще и ближе. Все происходит прямо перед вами и с вашим непосредственным участием – в семье. И только вы сами и ваши близкие можете создать такие условия для ребенка, что ему незачем будет прибегать к помощи посторонних средств, чтобы обрести душевный комфорт. Поэтому поговорим о семье.

Только семья может удовлетворить четыре простые, но крайне важные психологические потребности ребенка: потребность в безопасности, потребность чувствовать себя нужным, потребность быть любимым и любить самому.

Безопасность — это то, в чем нуждается ребенок еще до своего появления на свет. Тело мамы служит ему защитой, он — источник тепла и питания, его территория, полностью огражденная от внешнего мира. Но физической безопасности недостаточно, и еще один ее аспект — психологический комфорт. После рождения теплая, мирная атмосфера необходима ему еще больше. Важно, чтобы родители создали своему ребенку особый мир, в котором нет агрессии, а есть понимание и доверие, где у него будет своя территория, границы которой уважаются. Тогда он сможет открыто говорить о своих мыслях и чувствах, зная, что его за это не накажут. Человек, выросший в обстановке любви, мира и согласия, не пойдет искать себе убежище в наркотиках, алкоголе, азартных играх.

Ощущение собственной необходимости, понимание, что именно он — самое дорогое, что есть у мамы и папы, и они не представляют своей жизни без него, — вот что нужно каждому ребенку. Задача родителей — оправдать его ожидания, дать понять, что он им действительно нужен, что он — равноправный и очень важный член семьи. Для этого недостаточно просто проводить вместе выходные.

Ежедневно посвящайте вашему ребенку как минимум 2 часа времени. Не готовке, не разговорам по телефону или просмотру телевизора, а только ребенку, его миру и его потребностям в общении. Когда он подходит с вопросом, отвлекитесь от своих дел, сядьте напротив и, глядя на него, а не на тарелку, которую вы только что мыли, ответьте, не односложно — а как можно более подробно. Общайтесь с детьми не только дома — берите их с собой в гости, в рестораны или кафе, в совместные поездки за город. Обязательно говорите детям теплые, ласковые слова, которые очень важны для него и дают понять, что он дорог и нужен.

Потребность любить и быть любимым — самая главная. Она формирует характер человека, его взгляд на мир, его духовные ценности. Любовь ребенка к своим родителям не зависит от их характера, от отношения к нему и друг другу. Но когда он ощущает себя в безопасности, когда знает, что нужен, тогда он чувствует, что любим и сохраняет это чувство на всю жизнь.

Ребенок должен научиться не только принимать любовь, но и дарить ее. Этому его также учат родители. Не стесняйтесь своих чувств, говорите о них открыто, подтверждайте действиями. Тактильные ощущения — прикосновения, объятия, поцелуи, являются неотъемлимой частью действительно близкой, доверительной семейной атмосферы. Искренне выражайте свои чувства и никогда не запрещайте делать это ребенку.

И еще одно, Не будьте директивными в плане того, что можно, а что нельзя. Неаргументированными запретами, резкими «нет — и точка!», нежеланием разобраться в ситуации, невниманием и непониманием вы отдаляете от себя ребенка.

НЕТ

Помогите ребенку принять правильное решение, не навязывая свое мнение и, тем более, не запрещая категорически. Расскажите все «за» и «против» (подчеркиванием — «ЗА», а не только «против»). Приведите пример из своего детства, дайте ему почувствовать, что вы тоже «нормальный» человек, а не просто «ограниченный взрослый». Если ребенок будет обращаться к вам не за решением, а за советом, значит, вы заслужили самое важное — его доверие.

ДА

Всеобъемлющее «да», по сути, другая сторона отказа. Ведь фактически, разрешая ребенку все, вы отказываете ему в своем внимании, в возможности задуматься над тем, правильно ли он поступает. Отсутствие ограничений приводит чадо к выводу, что все происходит безнаказанно и бесследно — в том числе и для его здоровья.

И пусть, на первый взгляд, это покажется простым, само собой разумеющимся или, может быть, для кого-то незначимым «психологическим слюнтяйством», но именно с этого и начинается путь, приводящий к разрушению мира — мира душевного, мира духовного и всего окружающего мира в мрачном, темном страшном плену наркотиков.

«Мир рухнул. Он мне вообще-то не очень-то и нравился, этот мир. Новый, разбитый мир еще хуже. В прежнем мире у меня была мама, а в этом ее нет. То есть она, конечно, есть. Но какая разница — если ее все равно нет».

Исповедь наркоманки.

Материалы подобраны ведущим научным сотрудником ФГУ «МНИИП» Росздрава, к.м.н. Кожиновой Т.А.


20.03.2010

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» по предмету «Психология».
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» по предмету «Психология».
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Опасности в интернете — как защитить ребёнка?
Что делать, чтобы оградить ребёнка от угроз в интернете?
Дети и деньги: мнение психологов
Дети и деньги: мнение психологов
Для ребёнка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей — научить его этой свободой пользоваться.
Возрастные особенности третьеклассников
Возрастные особенности третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника.
Вредные советы
Вредные советы
Обратите внимание на то, как вы общаетесь со своим ребенком, как реагируете на него, каким тоном с ним разговариваете. Если, осознанно или нет, вы навязываете ему негативные правила общения, постарайтесь поменять политику.
Азбука независимости
Азбука независимости
Необходимо всегда помнить о том, что наркоманами не рождаются. В отличие от многих заболеваний болезни зависимости (аддикции) приобретенные, нажитые.
Памятка родителю от ребенка
Памятка родителю от ребенка
Что думают ваши дети про вас, родители.
Предупреждение детской агрессивности
Предупреждение детской агрессивности
Уважаемы папы и мамы! Внимательно прочитайте эту памятку! Для этого распечатайте ее,  вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы Вашей семьи не касаются.
Как относиться к отметкам ребенка
Как относиться к отметкам ребенка
Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста
К вопросу о синдроме гиперактивности: мнение специалиста
Возвращаясь к вопросу детской гиперактивности, нужно сказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)   это, по большому счету, только отчасти проблема педагогического и воспитательного плана.
Почему у ребенка проблемы в школе?
Почему у ребенка проблемы в школе?
В предыдущей статье  мы узнали, какими могут быть некоторые причины, создающие сложности для ребенка в школе и мешающие ему органично влиться в школьный коллектив. Однако существует еще целый ряд проблем.
Почему ребенку в школе плохо?
Почему ребенку в школе плохо?
Бытует мнение, что школа — кладезь знаний. Безусловно, это так и есть, однако не стоит забывать, что ребенок приходит в школу не только учиться. В школу он идет также общаться, дружить, совершенствовать себя.
Пять тактик семейного воспитания
Пять тактик семейного воспитания
Будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей и детей — зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье.