Проект «Досье Деда Мороза»

Проект «Досье Деда Мороза»

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идея проектного обучения возникла в России практически одновременно с разработками американских педагогов. В современном понимании в основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов — это способ организации процесса познания, достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Применение данной формы работы в начальных классах достаточно интересно, поскольку опирается на живой интерес детей, их стремление к самостоятельному поиску и открытию, это и определяет эффективность данного метода. 

К тому же в ходе проектной деятельности идет процесс сплочения коллектива наравне с индивидуальным развитием отдельно взятой личности. Это способствует повышению интереса к процессу обучения, делает его заманчивым для детей.

Проведению этого итогового урока предшествовала работа, в которой активное участие принимали и родители учащихся. Работа над проектом проходила по следующим этапам:

Этап № 1. Формулировка темы проекта, проблемы и ключевых вопросов

Тема проекта: «Новогодние традиции».

Проблема: изучить историю празднования Нового года на Руси до Петра I и после его реформ; изучить версии возникновения образа Деда Мороза на Руси; познакомиться с традициями празднования Нового года в различных странах мира, проследить наследование и преемственность этих традиций у нас в стране.

Ключевые вопросы:

1) Откуда пришел Новый год?

2) Кто такой Дед Мороз?

3) Как празднуют Новый год в различных странах мира?

4) Как празднуют Новый год в России?

Этап № 2. Сбор, изучение, анализ информации по ключевым вопросам. На данном этапе большую помощь в поиске информации оказали родители.

Этап № 3. Обобщение информации, отбор самого главного. В результате обсуждения было решено остановиться более подробно на изучении традиций следующих стран: Россия, Англия, Франция, Италия, Япония, Вьетнам, Индия. Параллельно был проведен урок информатики, посвященный знакомству с инструментами графического редактора, встроенного в среду ЛогоМиры Про.

Этап № 4. На основе отобранного материала дети выполняли рисунки, иллюстрирующие наиболее яркие традиции. Рисунки создавались в том числе и с применением компьютера, в частности, на уроках информатики в среде ЛогоМиры Про. На выполнение компьютерных рисунков было отведено 2 урока, наиболее удачные работы детей были представлены в итоговой презентации на завершающем уроке.

Этап № 5. Подготовка учителями итоговой презентации, обобщающей материал, изученный детьми; разработка заданий, направленных на закрепление полученных знаний по теме проекта и контроль приобретенных навыков владения инструментами графического редактора.

Этап № 6. Проведение завершающего урока, направленного на подведение итогов работы над проектом. Кратко опишем ход завершающего урока.

1. Организационный момент

2. Подготовка к проведению обобщающей беседы

В течение месяца мы работали над проектом «Новогодние традиции», собирали интересный материал по ключевым вопросам, создавали рисунки, обменивались мнениями, а также научились создавать рисунки с помощью компьютера. Сегодня нам необходимо: во-первых, вспомнить все те любопытные факты, связанные с традициями празднования Нового года, а во-вторых, на основе этих знаний и умений работать в графическом редакторе, выполнить ряд упражнений (беседу учителя с учениками в ходе урока сопровождает показ презентации).

3. Обобщающая беседа по материалу проекта

В последнее время становится модным праздновать Новый год по европейским канонам, что, к сожалению, подталкивает нас забыть о тех традициях, которые издавна существуют в нашей стране. Целью нашей работы было не только изучить, отдать дань русским традициям, но и изучить традиции тех стран, которые сейчас оказывают такое влияние на нашу культуру.

Наш проект включал в себя не только поиск нужной информации, при работе над проектом мы достаточно много времени уделили созданию рисунков, иллюстрирующих нашу работу. Создавали мы их с помощью красок, карандашей, но не только. Большую помощь оказал нам компьютер. Мы познакомились с программой ЛогоМиры Про. Из всех возможностей, которые она предоставляет, мы смогли познакомиться с графическим редактором. Напомните, какие инструменты мы использовали для рисования?

(Ответы детей.) Сегодня на нашем итоговом уроке нам пригодятся и эти умения.

Первый вопрос, который мы себе задали, начиная наше исследование: “Откуда пришел Новый год?” Мы хотели понять, почему именно 1 января принято говорить о начале нового года.

Проект

Вопрос: «Всегда ли на Руси празднование Нового года приходилось на 1 января?» (Ответы детей.)

Вот видите, оказывается, история празднования Нового года в России уводит нас в глубокую древность. А теперь запустите файл «Новогодние традиции» на Рабочем столе. Перед вами — первое задание, которое необходимо выполнить. Подумайте и ответьте на вопрос: какой инструмент удобнее использовать, чтобы выполнить задание? (Ручка.) В чем особенность этого инструмента? (Рисует прямые линии.)

Вы изучали материал, посвященный возникновению праздника Новый год в России. Соедини имя исторического героя, его портрет и дату празднования Нового года, которую он утвердил.

Теперь перейдем ко второму вопросу нашего исследования: «Кто же такой Дед Мороз и как в нашу жизнь вошел этот персонаж?»

Проект

Второе упражнение потребует от вас вспомнить, как традиционно на Руси изображали Деда Мороза, во что он одет. Ваша задача — раскрасить изображение Деда Мороза в традиционных цветах. Какой инструмент будем использовать?

Всем хорошо известно, как выглядит Дед Мороз. В твоем распоряжении есть краски. Раскрась с их помощью это изображение.

Вспомни, во что традиционно одет этот персонаж.

С этим заданием вы справились, теперь перейдем к рассмотрению самых важных вопросов, поговорим о традициях. В своем исследовании мы познакомились с обычаями празднования Нового года в разных странах мира. Сегодня хотелось бы вспомнить и рассказать о тех, которые нам показались наиболее интересными.

Начнем мы с европейских стран. Вспомните, какие традиции существуют в Италии? Что готовят итальянские хозяйки для праздничного стола? Что дарят в Италии в качестве подарков?

проект

Весьма любопытно принято праздновать Новый год и во Франции. Расскажите о том, что является необходимыми атрибутами праздника в этой стране. (Ответы детей.)

Англия — достаточно консервативная страна, с древними, устоявшимися традициями. Новый год англичане празднуют красиво и весело. А вот что отличает эту страну от других? Какие приняты подарки в Англии? Что возвещает о приближении Нового года? (Ответы детей.)

А теперь давайте на некоторое время переместимся в азиатские страны и поговорим об их обычаях.
И начнем мы с Индии. Это большая, яркая страна с очень древней и красивой культурой. Естественно, Новый год здесь празднуют особенно выразительно. Что из традиций Индии вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.)

Перенесемся теперь в Японию. Это не менее древняя страна с богатыми традициями. К празднованию Нового года здесь относятся с особым трепетом. Расскажите, что обычно дарят к началу года хозяину дома? Как принято украшать свое жилище?

Проект

Не менее любопытно подходят к празднованию Нового года во Вьетнаме. Вместо традиционной в нашей стране елки вьетнамцы обязательно украшают свой дом ветками цветущего персика. Что это символизирует? Какие еще обычаи существуют в этой стране?

И, наконец, мы добрались до России. Ведь мы хотели в первую очередь изучить исконно русские традиции. Теперь мы знаем, откуда в нашу культуру пришли обычаи дарить подарки, приносить в дом елку. А что еще из русских традиций вам хотелось бы вспомнить? Расскажите про обряд колядования. В чем его смысл?

Мы подошли к третьему заданию. Для его выполнения вам еще раз придется вспомнить все то, что мы узнали о традициях различных стран мира, а также подумать и выбрать наиболее удобный инструмент для его выполнения.

4. Подведение итогов

Итак, мы достаточно плодотворно поработали, обобщили тот материал, над которым все работали, вспомнили приемы работы с графическим редактором. И в завершение нашего урока хотелось бы еще раз показать работы, которые вы создавали в ходе работы над проектом. (Демонстрация компьютерных работ детей.)

Теперь, изучив традиции многих совершенно разных стран, вы проникнетесь уважением и к традициям своей страны, будете стараться их соблюдать и чтить. Ведь мы живем в стране с богатой культурой, и ваша задача — ее сохранить и приумножить.


06.01.2013

Распечатать


Обсуждение (для зарегистрированных посетителей)

Назад


Материалы по теме:



Похожие материалы
Презентация «Религия» (Основы религиозных культур и светской этики)
Презентация «Религия» (Основы религиозных культур и светской этики)
Вводная презентация (первый урок) курса ОРКСЭ. Презентация даёт базовые понятия о религии и вере.
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» (Психология)
Презентация «Одарённость» по предмету «Психология».
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» (Психология)
Презентация «Эмоции» по предмету «Психология».
Презентация «Планета Земля» (начальная школа)
Презентация «Планета Земля» (начальная школа)
Презентация о планете Земля для начальной школы.
Презентация «Футбол. География одного слова.» (2 класс)
Презентация «Футбол. География одного слова.» (2 класс)
Презентация о слове «Футбол».
Презентация «Карандаш. География одного слова.» (2 класс)
Презентация «Карандаш. География одного слова.» (2 класс)
Презентация о слове «Карандаш».
Презентация «Бутерброд. География одного слова.» (2 класс)
Презентация «Бутерброд. География одного слова.» (2 класс)
Презентация о слове «Бутерброд». Как возникло это слово, какая у него история. Автор презентации — ученица 2 класса Екатерина Г.
Презентация «Школа. География одного слова.» (2 класс)
Презентация «Школа. География одного слова.» (2 класс)
Презентация о слове «Школа». Как возникло это слово, какая у него история. Автор презентации — ученик 2 класса Сергей Ш.
Презентация «Каникулы. География одного слова.» (2 класс)
Презентация «Каникулы. География одного слова.» (2 класс)
Презентация о слове «Каникулы». Как возникло это слово, какая у него история. Автор презентации — ученик 2 класса Иван М.
Презентация «Человек и природа» (Окружающий мир)
Презентация «Человек и природа» (Окружающий мир)
Презентация по теме «Человек и природа» по окружающему миру.
Презентация «Акула» (1 класс)
Презентация «Акула» (1 класс)
Презентация об акулах для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Иван Н.
Презентация о букве «А» (1 класс)
Презентация о букве «А» (1 класс)
Презентация о букве «А» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Иван Н.
Презентация о букве «Щ» (1 класс)
Презентация о букве «Щ» (1 класс)
Презентация о букве «Щ» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Дмитрий С.
Презентация о букве «Ч» (1 класс)
Презентация о букве «Ч» (1 класс)
Презентация о букве «Ч» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Денис Л.
Презентация о букве «Ц» (1 класс)
Презентация о букве «Ц» (1 класс)
Презентация о букве «Ц» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Александр К.
Презентация о букве «Т» (1 класс)
Презентация о букве «Т» (1 класс)
Презентация о букве «Т» для первого класса. Автор презентации — ученица 1 класса Ева М.
Презентация о букве «К» (1 класс)
Презентация о букве «К» (1 класс)
Презентация о букве «К» для первого класса. Автор презентации — ученица 1 класса Майя А.
Презентация о букве «М» (1 класс)
Презентация о букве «М» (1 класс)
Презентация о букве «М» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Тимофей Ц.
Презентация о букве «Я» (1 класс)
Презентация о букве «Я» (1 класс)
Презентация о букве «Я» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Егор К.
Презентация о букве «Р» (1 класс)
Презентация о букве «Р» (1 класс)
Презентация о букве «Р» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Иван М.
Презентация о букве «Х» (1 класс)
Презентация о букве «Х» (1 класс)
Презентация о букве «Х» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Фёдор Ш.
Презентация о букве «Л» (1 класс)
Презентация о букве «Л» (1 класс)
Презентация о букве «Л» для первого класса. Автор презентации — ученица 1 класса Валерия Л.
Презентация «Пресмыкающиеся» (Окружающий мир)
Презентация «Пресмыкающиеся» (Окружающий мир)
Презентация о пресмыкающихся для начальной школы по предмету «Окружающий мир».
Презентация «Космонавтика» (начальная школа)
Презентация «Космонавтика» (начальная школа)
Презентация о празднике 12 апреля для начальной школы.
Презентация «Международный женский день» (начальная школа)
Презентация «Международный женский день» (начальная школа)
Презентация о празднике 8 марта для начальной школы.
Презентация «Рыцари» (начальная школа)
Презентация «Рыцари» (начальная школа)
Презентация о рыцарях для начальной школы.
Презентация «История дирижаблей» (1 класс)
Презентация «История дирижаблей» (1 класс)
Презентация об истории дирижаблей для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Сергей Ш.
Презентация о букве «С» (1 класс)
Презентация о букве «С» (1 класс)
Презентация о букве «С» для первого класса. Автор презентации — ученик 1 класса Сергей Ш.
Презентация о букве «Ф» (1 класс)
Презентация о букве «Ф» (1 класс)
Презентация о букве «Ф» для первого класса. Автор презентации — ученица 1 класса Екатерина Г.
Презентация «Насекомые» (Окружающий мир)
Презентация «Насекомые» (Окружающий мир)
Презентация «Насекомые» по предмету «Окружающий мир» (начальная школа). Как устроено насекомое, как насекомое видит, цикл развития, способности к мимикрии, общественные насекомые, интересные факты, огромные насекомые.
Наш новый проект: «Волшебный букварь»
Наш новый проект: «Волшебный букварь»
Мы начинаем новый проект - «Волшебный букварь». Что мы знаем о буквах русского алфавита?
Проект «Комнатные растения»
Проект «Комнатные растения»
Ребята в рамках проекта рассказали о своих комнатных растениях. Какие выводы они сделали?
Наш новый проект: «Комнатные растения»
Наш новый проект: «Комнатные растения»
Дети получили ответственное задание – узнать как можно больше о своих комнатных растениях и рассказать нам о них.
Презентация «Грибы» (Окружающий мир)
Презентация «Грибы» (Окружающий мир)
Презентация «Грибы» по предмету «Окружающий мир». Как устроен гриб, растение он или нет, съедобные и ядовитые грибы, необычные грибы, симбиоты и еще много интересного.
Презентация о букве «Г» (1 класс)
Презентация о букве «Г» (1 класс)
Презентация о букве «Г» для первого класса.
Шаблон отчета за питание за счет бюджета за класс
Шаблон отчета за питание за счет бюджета за класс
Готовый шаблон отчета.
Презентация «Трудности при обучении младших школьников» (методические рекомендации)
Презентация «Трудности при обучении младших школьников» (методические рекомендации)
Презентация для учителей начальных классов
Презентация «Природные зоны России» (Окружающий мир), первая часть
Презентация «Природные зоны России» (Окружающий мир), первая часть
Первая часть презентации «Природные зоны России» по предмету «Окружающий мир»
Презентация «Внутреннее строение Земли» (Окружающий мир)
Презентация «Внутреннее строение Земли» (Окружающий мир)
Презентация по предмету «Окружающий мир» для начальной школы
Презентация о слове «Школа» (4 класс)
Презентация о слове «Школа» (4 класс)
Ученица нашего четвертого «В» класса Даша С. подготовила презентацию о слове «Школа» в рамках проекта «Энциклопедия одного слова». С разрешения Даши мы публикуем её презентацию.
Презентация о слове «Учитель» (4 класс)
Презентация о слове «Учитель» (4 класс)
Ученица нашего четвертого «В» класса Фидан А. подготовила презентацию о слове «Учитель» в рамках проекта «Энциклопедия одного слова». С разрешения Фидан мы публикуем её презентацию.
Презентация «Антарктида» (Окружающий мир)
Презентация «Антарктида» (Окружающий мир)
Презентация по предмету «Окружающий мир» для начальной школы
Презентация о слове «Слово» (4 класс)
Презентация о слове «Слово» (4 класс)
Ученик нашего четвертого «В» класса Максим Х. подготовил презентацию о слове «Слово» в рамках проекта «Энциклопедия одного слова». С разрешения Максима мы публикуем его презентацию.
Презентация «Вот что значит верный друг» (4 класс)
Презентация «Вот что значит верный друг» (4 класс)
Ученица нашего четвертого «В» класса Фидан А. подготовила презентацию «Вот что значит верный друг» в рамках подготовки к классному часу. С разрешения Фидан мы публикуем её презентацию.
Презентация о слове «Голова» (4 класс)
Презентация о слове «Голова» (4 класс)
Ученица нашего четвертого «В» класса Лия К. подготовила презентацию о слове «Голова» в рамках проекта «Энциклопедия одного слова». Мы решили показать эту презентацию посетителям сайта.
Презентация о слове «Жизнь» (4 класс)
Презентация о слове «Жизнь» (4 класс)
Ученик нашего четвертого «В» класса Дима Г. подготовил презентацию о слове «Жизнь» в рамках проекта «Энциклопедия одного слова». Мы решили показать эту презентацию посетителям сайта.
Презентация о слове «Художник» (4 класс)
Презентация о слове «Художник» (4 класс)
Ученик нашего четвертого «В» класса Кирилл Т. подготовил презентацию о слове «Художник» в рамках проекта «Энциклопедия одного слова». Мы решили показать эту презентацию посетителям сайта.
Презентация «Бокситы» (4 класс)
Презентация «Бокситы» (4 класс)
Ученик нашего четвертого «В» класса Максим Х. сделал проект и подготовил презентацию «Бокситы» по предмету Окружающий мир. С разрешения Максима мы публикуем его презентацию.
Презентация «Пещеры» (Окружающий мир)
Презентация «Пещеры» (Окружающий мир)
Сегодня в классе мы посмотрели презентацию «Пещеры». Как образуются пещеры - теперь каждый может увидеть нашу презентацию.
Проектная деятельность в 3 классе: игра «Гвардия России»
Проектная деятельность в 3 классе: игра «Гвардия России»
3 класс «В»  продолжает подготовку к туристско-краеведческой игре «Гвардия России».